МБОУ "Верхне-Талецкая СОШ"
с.Верхние Тальцы Хоринский район Республика Бурятия
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Верхне-талецкая средняя общеобразовательная школа"

    МБОУ "Верхне-Талецкая СОШ"

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Верхне-Талецкая средняя общеобразовательная школа»  предоставляет общедоступное и бесплатное образование  начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования детей и взрослых , а также организация  отдыха детей в каникулярное время.Общее количество обучающихся в 2023-2024 учебном году-151 человек, из них в 1-4 –х классах – 53  обучающихся, в 5-9-х классах -95  обучающихся, в 10-11 классах- 3 обучающихся. Занятия ведут 14 педагогов-предметников, из них  11 с высшим педагогическим образованием, 3 - со средним педагогическим образованием.

    История школы

     Во второй половине 18 века большой приток переселенцев и ссыльных из Центральных областей России и Малороссии был направлен на восточное ответвление московского тракта из Верхнеудинска на Читу и Нерчинск по долине реки Уды. Переселенцами на левом берегу Уды было образовано с. Верхние-Тальцыв в месте удобном для ведения хозяйства. Основу населения составляли семьи Карбаинова Г.С., Кучумова Я.И., Лыткина Е.Н., Бобковых, Филипповых. Первоночально в селе было 10-15 дворов, но постепенно население росло и к концу 19 века насчитывало до 50 дворов. Крестьяне корчевали тайгу, расширяли пашню в зависимости от возможностей хозяина. В основном использовали двухпольную систему земледелия орудия труда изготовлялись самостоятельно и только сложные орудия заказывались мастерам или преобретались на ярмарках. Каждое хозяйство платило подать в казну в среднем 2 руб. 50 коп., так же занимались содержанием и ремонтом дорог, перевозили казенные грузы по Читинскому тракту, вносили плату на содержание местной администрации, за сенокосные и рыболовные угодья. Десятую часть дохода отдавали на содержание церкви и священнослужителя. С ростом населения и расширением села появилась нужда в грамотных людях для хозяйственных, административных и религиозных целей. С постройкой в семидесятых годах 19 века в селе Николаевской церкви, при ней по данным Забайкальского Епархиального вестника за 1907 год №1, с. 371 и справки Национального архива РБ, 14 сентября 1887 года было открыто смешанное церковно-приходское училище, которое располагалось в отдельном, специально построенном здании, рядом с церковью в центре села. Первыми учителями были священнослужители, основными предметами школьной программы было чтение, письмо, начальное действие арифметики, «Главные начала Закона божия и нравоучения». Школа содержалась из казенных средств, порядка 90 руб. в год и пожертвований сельчан. С 1904-1913 годы учителем в школе был Иннокентий Васильевич Тарбаев - сын священника, окончивший 1903 году Читинское духовное училище, 1913 -1918 год в школе преподавал священник Владимир Яковлевич Вахрушев (из бурят). По статистическому отчету за 1918 -1919 учебный год, в школе обучалось 50 детей, учащиеся были поделены на три группы по возрастам. В первой группе обучалось 17 мальчиков и 13 девочек, во второй группе - 6 мальчиков и 6 девочек, в третьей группе- 4 мальчика и 4 девочки. Школу заканчивали не все, получив элементарные навыки чтения письма и счета большинство детей уходили из школы, т.к. надо было помогать родителям работать в хозяйстве. По окончание школы ученики сдавали экзамен комиссии в составе священнослужителя , инспектора уездного отдела, учителя и попечителя школы из числа уважаемых на селе людей. С октября 1918 года учительницей в школе была Вера Ивановна Меньшикова. Большинством населения октябрьская революция была воспринята с пониманием, в селе был создан совет и комбед, согласно декретам Советской власти начался передел земли, школа отделена от церкви. В период Гражданской войны недовольное разрухой семёновщиной население Верхнеталецкой волости примкнуло к партизанскому движению в селе была образована подпольная группа которую возглавляли М.А. Павлов, А.Н. Кучумов, С.М. Бакиров, К.В. Кучумов. Когда в начале декабря 1919 года был образован Унэгэтэйский штаб партизанского движения большинство мужчин сельчан способных носить оружие примкнули к партизанам. В составе Уда-Илькинского партизанского фронта активно участвовали в разгроме каппелевцев, отступающих на восток. В конце февраля партизаны сельчане участвовали в разгроме отряда каппелевцев, в бою под Карбаиновкой, где погибло шесть односельчан, похорониных в братской могиле в селе Верхние-Тальцы – это Кучумов Александр Николаевич, Калашников Матвей Михайлович, Кучумов Николай Васильевич, Филиппов Еремей Филиппович, Лебедев Александр Иванович, Кучумов Афанасий Иванович все бывшие ученики церковно-приходского училища, а родители и родственники Филиппова Еремея Филипповича в 1930 году были объявлены врагами Советской власти, раскулачины и сосланы на север Красноярского края, где погибли. 28 февраля части партизан Удэ-Илькинского фронта приняли участие в освобождении от белых города Верхнеудинска. Погибшие, при взятии города земляки похоронены в братской могиле у пристани в городе Верхнеудинске. В последствие здесь был воздвигнут памятник. Часть бывших партизан влилась в регулярную Красную Армию и участвовала в полном разгроме интервентов и белогвардейцев. Наш земляк, Иван Ильич Овчинников, за героизм в боях под Волочаевкой был награждён орденом Боевого Красного знамени, который вручил ему председатель ВЦИК Калинин М. И. После Гражданской войны и иностранной интервенции в селе налаживалась мирная жизнь, в 1921 году был создан крестьянский комитет, который занимался сбором зерна на нужды государства и выдавал семена малоимущим крестьянам для посева. Вскоре 30 крестьянских хозяйств объединились в товарищество по совместной обработке земли; во главе его был Николай Петрович Стрежнев. В 1924 году при активном участии коммунистов -заведующего школой И. А. Ковалёва, Г. В Кучумова, Нефодия Алексеевича Павлова в селе были созданы два ТОЗа и пункт по ликвидации неграмотности, председателями ТОЗов были Г. В. Кучумов и М. X. Филиппов, и рыбоартель «Охотник». Коллективизацией было охвачено 90% жителей села. С 1924 года в селе функционировала четырёхклассная школа первой ступени, учителями были Иван Андреевич Ковалёв, а 1927 года Полина Ильинична Жарикова, как гласит народная молва Полина Ильинична заботливо относилась к детям. В то голодное время она ходила по дворам, где били скот, выпрашивала требуху, потом варила в школе и кормила детей. В 1929 году в селе была организована коммуна «1мая». Её первым председателем сельчане избрали 25-тысячника, токаря одного из ленинградских заводов - Волкова. Спустя год коммуна преобразовалась в сельхозартели «1 мая» и «Победа», председателями которых были Ф. С. Кучумов и М. И. Лебедев. В середине 30-х годов зги артели были объединены в одну артель имени Димитрова. В разное время ею руководили И. П. Краснопеев, Д. И. Пушкарёв, В. И. Лебедев, П.С. Филиппов, Г. М. Филиппов, Т. И. Макарова, Т. Ф. Дубкова. В 1933 году в селе функционировала неполная семилетняя школа. В 1939 году был создан Барун-Тарбагатайский леспромхоз с центром в Верхних-Тальцах, в село прибыло много переселенцев преимущественно татар и башкир, поэтому появилась потребность в семилетней школе. Мирный труд села был прерван Великой Отечественной войной. В годы войны в школе преподавали женщины учителя Александра Михайловна Филиппова, Евдокия Даниловна Юшина, Анна Елисеевна Каландаришвили. В трудные военные годы учащиеся школы под руководством учителей оказывали помощь колхозу собирали подарки фронтовикам. За годы войны на фронт были призваны 283 жителя, большинство выпускники нашей школы, из них не вернулись 140 человек. Ратный путь многих отмечен боевыми орденами и медалями. А бывший счетовод колхоза Константин Владимирович Оцимик был удостоен высокого звания «Герой Советского Союза». Во время войны К. В. Оцимик командовал артиллерийской батареей 641 армейского истребительного Одерского полка. В канун победы над фашисткой Германией батарея Оцимика одной из первых форсировала водную преграду и заняла выгодный рубеж;. Немцы не раз атаковали артиллеристов, а когда вокруг батареи сомкнулось кольцо врага, Оцимик передал по рации свои координаты и вызвал огонь на себя. Были уничтожены десятки немцев. Сам Константин Оцимик остался чудом жив. За этот подвиг он был удостоен высокого звания Советского Союза. После демобилизации в 1946 году он трудился мастером кирпичного завода в городе Гусиноозерске, а с 1950 года командовал взводом лагерной охраны в городе Городок, ныне Закаменск. Умер герой 21 июня 1963 года, похоронен в городе Улан-Удэ. Его именем названа одна из улиц города и села Верхние-Тальцы. С приходом фронтовиков женский педколлектив пополнился мужчинами - Хозеевым Петром Васильевичем, Шипицыным Леонидом Михайловичем, который стал завучем, Прониным Александром Дмитриевичем, назначенным директором. Эти мужчины проработали в школе 25-30 лет. В это же время был создан на базе сёл Карбаиновка, Верхние-Тальцы, Додо-Гол колхоз имени Димитрова. В 1947 году в село прибыли депортированные жители Прибалтики в основном литовцы, рост количества учащихся требовал расширения школы. В 1951 году школу перевели в разряд средних общеобразовательных, согласно постановлению Совет министров БМ АССР. В 1951 школу возглавлял Белых Михаил Семенович, математик. Михаил Семенович проработал в школе шесть лет. В этот период был очень интересный, молодой и энергичней состав педагогов, в основном выпускники педагогических институтов из центральных районов России, это: математик Гаврилова Алевтина Васильевна, словесники Зимина Мария Семеновна, Храмушина Александра Николаевна, словесник и завуч Быкова Александра Сергеевна, математик Заваруева Лидия Васильевна, географ Нагимова Илляйда Бадреевна, преподаватель немецкого языка Шумейкина Капиталина Яковлевна, преподаватель физкультуры Сёмочкина Зоя Максимовна, математик Брязгунова Зинаида Семеновна. Большинство из них уехали, проработав 3-4 года, а Зоя Максимовна и Зинаида Семеновна навсегда связали свою судьбу с Бурятией, отдав нашей школе более пятнадцати лет. Двадцать лет проработали в школе Лабоха Лариса Михайловна и Рассадина Полина Ивановна. Всем молодым учителям доброй матерью и наставником была гостеприимная Филиппова Александра Михайловна, первая дававшая приют и чай; она стояла у истоков школы, прослужив ей более 35 лет. По воспоминаниям учеников в это время в школе проходили интересные вечера, новогодние бал-маскарады. В книге приказов по школе сохранилась запись о призовых местах: ватикан - Паршакова Аня; ведьма-Филиппова Галина Михайловна; атомная бомба - Борисова Людмила; Советско-Китайская дружба-Гурьев А. Никитин Анатолий; человек – наоборот - Жидение Альгис; братья Гримм-Жирова Надежда и Кучумова Альбина, всё в духе того времени. На посту директора Михаила Семёновича в 1957 году сменил молодой, яркий компетентный учитель физики Гуляев Владимир Михайлович. В его команду вписались в новь прибывшие учителя, такие как химик-биолог Садовская Зинаида Михайловна, историк Панкрушева Александра Ивановна, географ-организатор художественной самодеятельности Краснопеева Агафья Арефьевна, Ширяева Клавдия Михайловна - учитель начальных классов впоследствии математик, проработавший в школе с 1956 по 1991 годы. Цапина Александра Родионовна, учитель начальных классов, активнейший участник художественной самодеятельности, бессменный председатель профкома, только в 1993 году оставившая школу, отдав ей 38 лет. Учителя, по воспоминаниям учительницы Тютриной Дианы Николаевны, проводили тематические вечера, читали лекции перед сеансом кино в клубе - холодной, старенькой церквушке; на ферме, вместе с учениками, давали небольшие концерты , выпускали газеты- это имело большое значение : школа была культурно- педагогическим центром по пропаганде знаний. С 1960 года директором школы был назначен Романеев Евгений Васильевич, математик, проработавший три года, его сменил словесник Дембелов Георгий Филиппович, при нём начинают работать Агильдина Анна Матвеевна, Пронина Галина Александровна, Калёных Галина Фёдоровна, Никитина Валентина Александровна, Дмитриева Валентина Ивановна, Дмитриев Николай Ананьевич, Скосырская Клара Архиповна, когда из-за халатности ночного сторожа зимой сгорело здание школы директором была назначена Спиридонова Галина Афанасьевна, при которой было построено новое здание. Именно в этот период в школе хорошо проявила себя ученическая производственная бригада, занимающаяся выращиванием куузики рассадным способом для совхоза «Верхне-Талецкий», который был образован 1965 году. Руководила работой производственной бригады учитель биологии Никитина Валентина Александровна. По достигнутым показателям бригада заняла II место в республике, и школа была премирована трактором и автомашиной. При Галине Афанасьевне начинали работать физик Татаринов Юрий Андреевич, физрук Пронин Николай Филиппович, учитель английского языка Пронина Мария Осиповна, учитель начальных классов Помуран Анна Федосовна, учитель истории Филиппов Иннокентий Иванович, Холмогорова Екатерина Филипповна, Спиридонов Матвей Ивлевич – учитель физики, Соковикова Евдокия Николаевна – учитель начальных классов, проработавшая в школе долгие годы. С 1974 года директором школы назначается Пронин Николай Филиппович (выпускник 11 выпуска). Вместе с ним начинали работать Ситникова (Швецова) Светлана Георгиевна - учитель математики, Швецов Сергей Александрович - учитель истории, Посохов Алексей Петрович - учитель НВП, Микулич Татьяна Петровна - учитель физики, Кузнецов Николай Иванович - учитель физкультуры. В этот период школа активно участвовала в жизни села, оказывала помощь совхозу. Учащиеся занимались хоккеем, кстати, хоккей всегда был любимым видом спорта наших мальчишек, команда занимала призовые места в районных и республиканских соревнованиях, на высоком уровне была художественная самодеятельность, душой которой был баянист, директор школы Николай Филиппович. Учителя совместно с жителями села организовали хор, который участвовал в I республиканском конкурсе и стал дипломантом. Велика заслуга в организации хора директора совхоза «Верхне-Талецкий», выпускника первого выпуска Никитина Петра Осиповича. Хорошо работало школьное лесничество, занимающее призовые места в республике, участник его Спиридонов Алексей был в Мордовии на российском слёте. На базе нашего лесничества был проведён республиканский слёт школьных лесничеств. Много труда и энергии в организацию и проведение слёта вложили ученики и учителя под руководством биолога Никитиной Валентины Александровны. В 1976 году было построено новой двухэтажное здание школы. Здесь большую материальную помощь оказал совхоз, возглавляемый Никитиным Петром Осиповичем. В 1981году на посту директора Пронина Николая Филипповича сменила, историк Дмитриева Нина Ивановна. В этот период в щколе продолжали увлекаться хоккеем, туризмом, приняли участие в XXX республиканском турслёте, получив 8 место из 19 команд.. Всей спортивной работой руководил Дмитриев Роберт Петрович, который организовал хоккейную команду «Урожай», с привлечением молодёжи села. В это время был организован лагерь труда и отдыха по доращиванию ягнят, на базе совхоза. Успешная работа в лагере была отмечена турпутевкой для поездки учащихся школы по городам России. С 1985 по 1988 г. директором школы работал физик Денисов Юрий Витальевич. С ним работали Цыдыпов Александр Самбуевич, Денисова Наталья Михайловна, Галичкина (Попова) Анна Ивановна, Белых (Безденежных) Марина Васильевна, Путинцева Нина Михайловна, Ситникова Татьяна Юрьевна, Хайрутдинов Сергей Юрьевич, Мироненко (Хайрутдинова) Ольга Алексеевна. В этот период в школе под руководством Денисовой Натальи Михайловны был отличный кукольный театр и прекрасный фольклорный ансамбль, в котором участвовали учащиеся школы Илькова Елена, Сапунова Ирина, Карбаинова Вера, Умнова Марина, Бадикова Лариса. Школа продолжала оказывать помощь совхозу в выращивании куузики, уборке картофеля, стрижке овец, обслуживании кошар и МТФ, очистке полей и лугов, заготовке веточного корма. С 1988 по 1990 г. Директором школы работал историк Силантьев Сергей Васильевич. Затем его сменил Кузнецов Николай Иванович, по инициативе которого и с большой помощью совхоза, во главе с выпускником двенадцатого выпуска директором Помуран Павлом Петровичем, в 1991 году, был сделан пристрой к школе на шесть класс-комплектов. В настоящее время школа находится в развитии, занимает типовое двухэтажное здание рассчитанное на 250 учащихся, общей площадью 2497,2 квадратных метра, функционирует 18 учебных кабинетов, имеется оборудованный выходом в интернет кабинет информатики, все учащиеся обеспечены горячим питанием в столовой на 84 посадочных места имеющей оборудование для полного цикла приготовления пищи. Для проведения уроков физкультуры имеется типовой спортивный зал, стадион площадью 1000 квадратных метров, оборудованный игровыми площадками, беговыми дорожками, гимнастическим городком, в зимнее время заливается каток, так же имеется учебно-опытный участок площадью 1,5 га с теплицей. В школе работают 17 учителей почти все имеют высшее педагогическое образование, большинство со стажем работы свыше 25 лет. Старение педкадров одна из главных проблем нашей школы сегодня. В школе сложилась воспитательная система которая осуществляется согласно годовому плану в соответствии с целями и задачами воспитания, развития, приоритетными направлениями школы: «Человек»; «Семья»; «Здоровье»; «Наша Родина», целью которой является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, для формирования физически и нравственно здоровой личности, их социализации и адаптации в обществе. Основными направлениями направления организации воспитательной работы в школе является: приобщение учащихся к здоровому образу жизни; организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения, совершенствование ученического самоуправления, развитие коллективной деятельности школьников. В основу воспитательной системы школы положены идеи взаимодействия педагогического коллектива с учащимися и их родителями. В школе активно работает родительский комитет. Управляющий Совет, что способствует развитию, творчества, сотрудничества, выбора, ответственности, открытости. Главным принципом деятельности школы является теснейшая связь обучения с ближайшим окружением школы, с жизнью села. Школа как многофункциональная система выстраивает свои отношения с различными гражданскими институтами, что приводит к изменению мировоззрения и формированию активно-позитивной гражданской позиции обучающихся, через деятельность кружков, реализацию социальных практик. Воспитательная работа проводится на основе годового плана воспитательной работы школы, планов классных руководителей, планов работы методического объединения классных руководителей . Для начальной школы разработан Годовой Круг праздников: праздник «Здравствуй, школа!», праздничный концерт ко Дню Учителя, экологическая неделя, праздник осени, акции «Милосердие», посвящение в первоклассники, Масленица, рождественские посиделки, День защитника Отечества, урок мужества, праздник для мам и бабушек, посвященный 8 марта.. Учащиеся начальной школы активно принимают участие в традиционных районных воспитательных мероприятиях: Фестивале, патриотической песни; Выставках-конкурсах детского рисунка «Внимание пешеход!», «Безопасная дорога домой», конкурсах чтецов, предметных олимпиадах, конкурсе ученик года. Традиционными мероприятиями основной и старшей школы являются: День знаний, День учителя, День здоровья, Осенний бал, День матери, тематические классные часы на гражданско-правовые темы, Уроки «Мужества», празднование Деня Победы, Последнего звонка. В школе существует ученическое самоуправление, которое реализуется через работу школьной демократической республики «Румид». Детская организация «Румид» имеет свои атрибуты и систему соревнования среди классов республик. Основная её деятельность направлена на развитие детского самоуправления через проведение праздников и мероприятий: «День самоуправления», «Малые школьные «олимпийские» игры», «Осенний бал», «Ученик года», «Смотр строя и песни»; акции: «За здоровый образ жизни», «Милосердие», организацией дежурства по школе и др. В конце каждой четверти на основе заработанных баллов подводится рейтинг классов. В конце учебного года выявляется Класс года. Воспитательная работа также ведётся в рамках общешкольных программ таких как: программа «Здоровье», «Мы - Россияне», «Милосердие». Программа «Здоровье» направлена на формирование здорового образа жизни. Программа «Наша надежда» создана в рамках районной программы «Одарённые дети» и направлена на развитие творческих способностей учащихся, исследовательских навыков, а также личностного роста одарённых. Программа «Мы - Россияне» основана на работе школьного музея, с целью гражданско-патриотического воспитания учащихся. В мае 2010 году школьный музей участвовал в республиканском конкурсе - смотре «Уголков боевой славы», посвящённом 65-летию Победы, за что был получен сертификат участия. Программа «Милосердие» направлена на развитие тимуровского движения, оказания помощи ветеранам и нуждающимся. Все учащиеся, желающие заниматься в кружках и секциях, охвачены дополнительным образованием. В результате взаимодействия педагогического коллектива родительской общественности, правоохранительных органов, учащиеся школы не имеют правонарушений. Педагогический коллектив школы постоянно работает над совершенствованием учебно-воспитательной работы повышению успеваемости среди учащихся. За последние три года снизился процент неуспевающих учащихся, так по итогам независимой экспертизы знаний в рамках ЕГЭ в одиннадцатом классе и ГИА в девятом классе учащиеся школы показывают стабильно хорошие знания, большинство выпускников поступают в высшие и среднеспециальные учебные заведения. В школе создана и функционирует школьная система оценки качества знания, учащиеся постоянно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях районного и республиканского уровня, где занимают высокие места. В школе происходит инновационные процессы в рамках КПМО, президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение механизмов государственно-общественного управления школы. В рамках реализации проекта «Школа здоровья», школа является стажерской площадкой. Все учителя прошли курсы повышения квалификации по технологиям здоровьесбережения. В школе практикуется общешкольная зарядка, динамические паузы, в ходе учебного процесса, ведётся мониторинг здоровья учащихся и педагогов, снизился уровень заболеваемости, развивается физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт. Учащиеся школы участвуют в спортивных мероприятиях школьного, районного и республиканского уровня, где занимают высокие места

    Образование и формы обучения

    МБОУ "Верхне- Талецкая СОШ" предоставляет следующие формы обучения- очное, очно -заочное, очное с применением ДОТ, индивидуальное обучение на дому

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить че-ловека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Образо-вание должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиаль-ном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

    Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечи-вающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании.

    Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключе-вым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

    Инновационный проект ОУ является организационной основой реализации государствен-ной политики в сфере образования, обеспечивая научно-методическую проработку и апробацию системных изменений, реализует новые подходы к формированию современ-ной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Национальной инициативы «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование».

    Главная идея программы – обеспечение нового качества образования, ориентирован-ного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества, за счет создания в школе мотивационной образовательной среды.

    В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную от-дачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спор-том… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». Это отражено в подпрограммах. Каче-ство жизни является одним из главных показателей благополучия общества в целом и от-дельных его граждан. А зависит оно сегодня, в первую очередь, от способности и умения людей решать реальные, разнообразные жизненные и профессиональные задачи, т.е. от компетентности. Именно эту задачу должно решать сегодня образование. При этом каче-ство любой деятельности зависит от ее мотивации. Это касается и работы учителей, и учебной деятельности школьников. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотиви-рующими факторами, стимулирующими активность субъектов образования и обеспечи-вающими качество образования.

    Мотивационная среда это среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных,                      организационных,   психологических,                                педагогических,        технологиче-ских),определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, роди-телей, социальных партнеров ОУ), обеспечивающую повышение качества образования.

    Мы определяем образование как целенаправленный социокультурный процесс содействия в саморазвитии человека, личности и индивидуальности через специально организован-ные процессы обучения, воспитания и развития, реализуемые с помощью учебных, воспи-тательных и развивающих программ.

    Качество образования, обеспечивающее качество жизни в будущем (как социальная ка-тегория, определяющая состояние и результативность образования, его соответствие. Мо-тивационная среда школы: качество образования для качества жизни к потребностям и

     

    ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессио-нальных компетенций личности), определяется качеством целей и задач, качеством про-цесса, качеством условий и среды, качеством содержания, технологий и т.д. В результа-тивном аспекте качество образования сегодня обязательно предполагает выход на сфор-мированность ключевых, базовых, специальных и других компетенций, в идеале – на компетентностную модель выпускника, которая до сих пор полностью не определена, что открывает возможности для творческого решения этой проблемы в каждой конкрет-ной школе.

    В Федеральной целевой программе развития образования отмечается, что образова-ние должно быть направлено на решение таких задач, как самоопределение личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, формирование у школьников духовно-сти, инициативности, самостоятельности, гражданской ответственности и других качеств человека. Миссия российской школы определяется как «образование (воспитание и обу-чение) мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становления гражданского самосознания, преодоления пассивности и социальной апа-тии».

    В соответствии с этим в основание программы развития заложены следующие принци-пы как система требований к образовательной программе с позиций актуальных направлений развития современного образовательного учреждения:

    1. Целостность — процесс образования создает систему условий для развития целостной гармоничной личности с помощью точно избранных мер и средств воздействий на нее.

    2. Необходимость и достаточность — образовательная система включает все необхо-димые и достаточные компоненты в соответствии с целью и моделью личности.

    3. Оптимальность — получение наивысших возможных результатов при наименьших затратах ресурсов, времени и сил участников.

    4. Адресность и адекватность — содержание образования вытекает из логики развития личности, соответствует возможностям, интересам, потребностям в зонах актуального и ближайшего развития, отражает образовательные запросы родителей, социального разви-тия.

    5. Субъектность — предполагает активную позицию всех участников ОП: педагогов, ро-дителей, представителей общественности, социальных партнеров и самих учащихся, включает процессы саморазвития, механизмы взаимовлияния и взаимодействия.

    6. Скоординированность — включает взаимосвязь и четкое разграничение функций, ко-торые выполняют в ОП родители, учителя, классные руководители, педагоги дополни-тельного образования, общественные воспитатели, детское самоуправление, сам ребенок. 7. Оригинальность — соответствие уровню развития детей и педагогического мастерства воспитателя, возможность создавать оригинальные учебные и воспитательные программы на уровне классов и других объединений учащихся, варьировать годовые планы работы.

    8. Свобода творчества — точность и обязательность цели и задач ОП сочетается со сво-бодой выбора средств и путей их реализации, с живым творчеством всех его участников. 9. Способностью к развитию — в самой образовательной программе должна быть зало-жена ее динамичность, возможность ее усовершенствования в соответствии с меняющи-мися реалиями жизни, в соответствии с развитием педагогической науки и других отрас-лей знания.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie